Пояснительная записка Годовой календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2021-2022 учебном году в МБДОУ д/с № 1, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МБДОУ Детский сад для детей раннего возраста» функционирует 4 группы, из них: - 1 группа от 1года до 2 лет, 1 группа от 1,5 до 2 лет; - 2 группы от 2 до 3 лет, В группах раннего возраста непосредственная образовательная деятельность составляет 1 час 20 минут, 1час 40 минут в неделю. ООД осуществляется в первую половину дня и во вторую по 10 минут. Для деток в возрасте от 1,6до 3 лет. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности: - для детей от 1,5 до 2 лет– не более 8 минут; - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г. №1155) - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах образовательным программам дошкольного образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19 - Уставом МБДОУ д/с № 1 В 2021– 2022 учебном году МБДОУ д/с № 1 реализует основную образовательную программу, разработанную на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание» Основными задачами годового календарного графика являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ. 3. Обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ. Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ. Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее: - режим работы ДОУ; -количество возрастных групп; - продолжительность учебного года; - количество недель в учебном году; - сроки проведения каникул, их начало и окончание; - перечень проводимых праздников для воспитанников; -сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - праздничные дни; - работа ДОУ в летний период; -родительские собрания. Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом МБДОУ до начала учебного года. Все изменения, вносимые МБДОУ в годовой календарный учебный график, утверждаются приказом по согласованию с учредителем и доводятся до всех участников образовательного процесса. МБДОУ д/с № 1 в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Согласно статье 112 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также Постановления о переносе выходных дней Правительства РФ от 28.05.2013г. № 444 в годовом календарном учебном графике учтены нерабочие (выходные и праздничные) дни. В середине учебного года (январь) зимние недельные каникулы. Организуются: - музыкальные развлечения; - спортивные развлечения; - дни здоровья и др. В летний период организуются подвижные игры, праздники, и т.д. (по плану работы в летний период) Количество ООД в неделю для каждого возраста соответствует требованиям СанПин № 1.1 1.2 1.3 1.4 Группы раннего возраста Образовательная область в неделю в месяц Количество занятий Познавательное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Развитие речи Чтение художественной литературы Художественно-эстетическое направление развития Музыка Художественное творчество - рисование - лепка -аппликация Физическое направление Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Итого: Образовательные области в год 1 1 2 2 4 4 8 8 36 36 72 72 ежедневно ежедневно ежедневно 4 16 144 2 8 72 1 1 3 3 0 10 1ч.20 8 мин 4 4 12 12 0 40 36 36 108 108 0 360 Организованная образовательная деятельность Обязательная часть Группы от 1.6 до 3 лет Ознакомление с окружающим миром 1 Формирование элементарных математических представлений Развитие речи 2 Речевое развитие Рисование 1 1 Художественно-эстетическое Лепка развитие Аппликация Музыка 2 Физическая культура (в помещении) 3 Физическое развитие Физическая культура (на свежем воздухе) Итого: 10/1 ч 40 мин Объем времени по реализации обязательной части ООП в совместной деятельности воспитателя с детьми режимных моментах и самостоятельной 25 ч 20 мин деятельности 27 ч Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Объем времени по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений ООП в интегрированной ОД, в совместной 18 ч деятельности воспитателя с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности Итого/всего 45 ч Познавательное развитие Годовой календарный учебный график На 2021-2022 учебный год № 1 2 3 4 5 Направление плана Содержание направлений Режим работы учреждения в Группы раннего возраста с 1.6 до 3 лет соответствии с Уставом понедельник-пятница с 7.00 до 19.00 Всего 4 группы Количество групп раннего Ранний возраст возраста с 1. до 2 лет- 1 группа с 1.6 до 2 лет- 1 группа С 2 до 3 лет-2 группы Продолжительность учебной недели Пятидневная рабочая неделя. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни в соответствии с законодательством РФ Продолжительность учебного года: Начало учебного года 01.09.2021 Окончание учебного года 31.05.2022 Продолжительность 36 недель учебного года Сроки проведения каникул Зимние каникулы 01.01.2022-12.01.2022 Летний оздоровительный 01.06.2022-31.08.2022 6 7 8 период Режим работы летом Праздничные дни Праздники для воспитанников Понедельник –пятница с 7.00 до 19.00 Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2021 – 2022 учебный год: 4 ноября 2021 года – День народного единства, 1-8 января 2022 года (7января 2022 года – Рождество) Новогодние праздники, 23 февраля 2022– День защитника Отечества, 8 - марта 2022 года – Международный женский день, 1-5 - мая 2022 года – Праздник Весны и Труда, 9-12 - мая 2022 года – День Победы, 12 июня 2022 год День России 01.09.2021 г. Развлечения «Осенины» (погруппам) 19.10.2021 г. - 22.10.2021г. Новогодние развлечения (по группам) 27.12.2021г. - 30.12.2021г. Утренники, посвященные Дню защитника Отечества 21.02.2022г. Праздник международный женский день 04.03.2022г. - 07.03.2022г.. «До свидания, детский сад» 31 мая День Победы 06.05.2022г. День Защиты Детей 01.06.2022г. Сроки проведения - с 16.09.2021 г. по 24.09.2021 г. педагогической диагностики - с 18.04.2022 г. по 26.04.2022г. Недельная образовательная 8/10мин. 10 мин. 10 нагрузка (кол-во 1 ч. 20 мин. 1 ч. 40 мин. занятий/кол-во мин.) 9 Периодичность проведения 1 родительское собрание: сентябрь - октябрь общих родительских 2 родительское собрание: январь собраний 3. родительское собрание: Апрель 3.Организация деятельности детей в летний оздоровительный период. В летний период с 1.06 по 31.08 организованная образовательная деятельность с детьми не проводятся. Планирование оздоровительной деятельности детей в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика осуществляемых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различно и зависит от возрастных и индивидуальных 11 особенностей детей. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, и др. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представлена в пяти образовательных областях, в том числе: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие предусматривает: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; - формирование традиционных народных этикетов, гостеприимства, уважения и любви к детям; - формирование межнациональной толерантности, развитие социального и эмоционального интеллекта с учетом особенностей национального состава ДОУ; -формирование интереса и желания играть в народные игры, связанные с жизнью, занятиями и промыслами коренного народа; - развитие уважительного отношения к членам семьи, своему народу, Родине ( развитие основ гражданственности, представление о себе как о представителе этноса и т.д); - развитие вежливого обращения на совеем родном языке ( здравствуйте, досвидания, до встречи , спасибо и т.д); - развитие интереса к творческим проявлениям в игре, игровому общению со сверстниками; - способствовать умению видеть и беречь красоту родной природы, любоваться ею, выработать желание узнать больше о народных приметах; - приобщение к правилам безопасного поведения на улице, в быту, на дорогах с учетом природных особенностей Республики Дагестан, Познавательное развитие предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках дагестанского народа и народов, проживающих на территории РД, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира; -формирование целостной картины мира, через ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Дагестана; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, знакомство с названиями улиц, общественными зданиями, архитектурными сооружениями, памятниками своего села, символикой РФ и РД. Речевое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО, включают в себя: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой культуры речи; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - ознакомление с литературным наследием РД ( фольклор и произведения дагестанских писателей и поэтов); -способствовать желанию пересказывать сказки, читать стихи дагестанских поэтов; -развитие всех компонентов устной речи детей в разных видах детской деятельности , знакомить с книжной культурой детских писателей РД, народным фольклором (прибаутки и т.д.); - развитее свободного общения со взрослыми и сверстниками; Художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); - формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с культурой, искусством и традициями народов, проживающих на территории РД; - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам, явлениям окружающего мира, произведениям искусства народов Дагестана; Физическое развитие включает: - развитие физических качеств; - правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; - правильное выполнение основных движений; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); - формирование интереса к различным видам двигательной деятельности и основ физической культуры на основе произведений композиторов РД; - овладение подвижными играми; - формирование потребности и самостоятельности в соблюдении навыков личной гигиены, элементарных правил и культуры еды; Расписание организованной образовательной деятельности Во 2-й группе раннего возраста на 2021-2022 уч. год День недели 1-я половина дня 2-я половина дня Художественно- эстетическое Понедельн развитие Музыка ик 9.00 – 9.10 (первая подгруппа) 9.10 – 9.20 (вторая подгруппа) Вторник Физическое развитие 9.00 – 9.10 (первая подгруппа) 9.10 – 9.20 (вторая подгруппа) Среда Художественно- эстетическое развитие – Рисование 9.00 – 9.10 (первая подгруппа) 9.10 – 9.20 (вторая подгруппа) Четверг Художественно- эстетическое развитие – Лепка 9.00 – 9.10 (первая подгруппа) 9.10 – 9.20 (вторая подгруппа) Пятница Художественно- эстетическое развитие Музыка 9.00 – 9.10 (первая подгруппа) 9.10 – 9.20 (вторая подгруппа) Речевое развитие 16.00 – 16.10 (первая подгруппа) 16.10 – 16.20 (вторая подгруппа) Познавательное развитие 16.00 – 16.10 (первая подгруппа) 16.10 -16.20 (вторая подгруппа) Речевое развитие 16.00 – 16.10 (первая подгруппа) 16.10 – 16.20 (вторая подгруппа) Физическое развитие 16.00 – 16.10 (первая подгруппа) 16.10 – 16.20 (вторая подгруппа) Физическое развитие на прогулке 16.00 – 16.10 (первая подгруппа) 16.10 –16.20 (вторая подгруппа) Учебный план основной образовательной деятельности групп раннего возраста АДАПТАЦИОННЫЙ РЕЖИМ-ГРАФИК Первая группа раннего возраста (от 1года до 2 лет) на 2021 – 2022 учебный год Для детей, впервые поступивших в МБДОУ Общая длительность дневного Участие в играх Участие Питание ООД в прогулке Дневной сон пребывания I неделя 1 – 5 день 2 часа да нет да нет нет II неделя 6 – 11 день 4 часа да нет да нет нет III неделя 12 – 17 день 8-9 часов да да да да да IV неделя 18 – 22 день 12 часов да да да да да Рекомендации родителям и педагогам: - индивидуальный приём ребёнка воспитателем группы следует осуществлять на эмоционально положительном фоне (взять на руки, погладить, на руках внести в группу, если сам попрощался с мамой); - не принуждать ребёнка к выполнению различных режимных моментов (во время еды, при сборах на прогулку, не привлекать к участию в играх без желания ребёнка); - дневной сон в группе рекомендуется не ранее третьей недели от начала посещения; - необходимо изменить семейный режим ребёнка в соответствии с режимом группы не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад. Если это требование невыполнимо, то не следует в адаптационный период резко ломать привычный режим сна, отдыха, еды; - в случае изменений самочувствия и поведения ребёнка дома следует сообщить об этом воспитателю, при необходимости сделать ребёнку выходной; - все действия педагога и родителей должны быть согласованы и осуществляться под контролем специалистов детского сада.